Статистика блога
196
Записей
2596
Обращений
113150
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

О мерах, принимаемых банками в отношении неплатежеспособного заемщика – физического лица

О мерах, принимаемых банками в отношении неплатежеспособного заемщика – физического лица

На сегодняшний день трудно представить человека, который не обращался в банки за решением материальных проблем.

Однако, никто не может предвидеть всей ситуации наперед. И по разным обстоятельствам у заемщиков могут возникнуть проблемы по погашению кредита после получения. Причинами могут быть потеря работы, снижение дохода, болезнь, смерть близкого родственника и другие. В таких случаях неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств по кредиту может иметь негативные последствия.

В первую очередь, в случае неисполнения заемщиком принятых на себя обязательств по договору банковского займа (далее – договор займа), банк может принять меры воздействия, предусмотренные договором займа (пени, штрафы, неустойки). А также  это накладывает тень на кредитную историю заемщика, формируемой кредитным бюро, что, в свою очередь, может отрицательно повлиять на последующее получение кредитов.

Следует отметить, что все меры, применяемые банками в отношении неплатежеспособного заемщика, описаны в статье 36 Закона РК «О банках и банковской деятельности в РК».

Так, при наступлении просрочки  исполнения обязательства по договору займа банк обязан уведомить заемщика способом, предусмотренным в договоре займа, о необходимости внесения платежей с указанием размера просроченной задолженности и о последствиях невыполнения заемщиком своих обязательств.

Данное мероприятие банк обязан проводить не позднее 30 календарных дней с даты наступления просрочки по займу.

В свою очередь заемщик в праве самостоятельно обратиться в банк с письменным заявлением об изменении условий договора банковского займа: предоставление отсрочки платежей, изменении срока действия договора, изменении в сторону уменьшения ставки вознаграждения и так далее. При этом необходимо указать причину возникновения просрочки с приложением подтверждающих документов.

Срок рассмотрения банком предложенных изменений в условия договора займа составляет 15 календарных дней после дня получения письменного заявления заемщика. Ответ также предоставляется банком в письменной форме и заключает в себе согласие либо отказ с указанием мотивированного обоснования причин отказа.

Все меры, принимаемые банком при неисполнении либо ненадлежащем исполнении заемщиком обязательств по договору займа должны прописываться в общих условиях договора займа.

Так, одной из мер банков, применяемых в отношении заемщиков, не исполняющих обязательства по договору займа, является безакцептное (бесспорное) списание денежных средств с любого банковского счета заемщика.

То есть, если ранее проведенные банком мероприятия в виде уведомления заемщика о просрочках не дали никаких результатов, и заемщик не внес оплату по займу, банк использует свое право о бесспорном взыскании денег со счетов заемщика путем предъявления платежного требования. Исключение составляют деньги на специальных счетах пособий и социальных выплат, выплачиваемых из государственного бюджета и Государственного фонда социального страхования.

Также следует учесть, что взыскание задолженности заемщика – физического лица по договору банковского займа путем предъявления платежного требования ограничивается в пределах пятидесяти процентов от суммы денег, находящейся на его банковском счете.

Следует отметить, что указанное ограничение не распространяется на деньги, находящиеся на сберегательном счете заемщика – физического лица.

К сведению, под списание денежных средств со счетов в счет погашения задолженности попадает и заработная плата должника. В соответствии со статьей 115 Трудового Кодекса РК за работником должно оставаться не менее 50% заработной платы. Поэтому кредитор не вправе удерживать всю заработную плату должника, поскольку минимальный размер заработной платы и ограничение в ее удержаниях являются государственной гарантией в области защиты трудовых прав. 

В дальнейшем банк в праве передать задолженность на досудебные взыскания и урегулирование коллекторскому агентству, обратиться в суд о взыскании долга, обратить взыскание на заложенное имущество во внесудебном порядке либо в судебном порядке.

            За консультациями, а также в случае нарушения Ваших прав и интересов необходимо обращаться в Костанайский филиал Национального Банка РК по адресу: г. Костанай, ул. Баймагамбетова, 195, тел: 99-09-19, 99-09-20, 99-09-21, е-mail: kost_80@nationalbank.kz, а также посредством мобильного приложения «НБК Online».

Костанайский филиал

Национального Банка РК

 

Отправить письмом